
Участвуем во втором конкурсе 2021 Фонда президентских грантов. Проект на независимой экспертизе
Краткое описание
Проект "Родительский центр комплексной помощи людям с аутизмом и другими ментальными нарушениями и их семьям “ПодРАСтайка”. Второй этап” (РЦ-2) является продолжением проекта, начатого при поддержке Фонда президентских грантов в 2020 году, благодаря которой семьи и близкие детей и молодых взрослых людей с РАС и другими ментальными нарушениями (ДМН) получили необходимую помощь и поддержку , особенно ставшую актуальной в период напряжённой эпидемиологической обстановки. Проект РЦ-2 представляет собой расширение объёма и географии помощи людям с РАС и ДМН, в т.ч. имеющими тяжелые, множественные нарушения развития, и их семьям, основанной на методах и подходах с научно доказанной эффективностью. В проекте применяется системный и комплексный подход к работе с детьми и взрослыми целевых групп. Коррекционно-развивающая работа основывается на индивидуальных потребностях и возможностях ребёнка и семьи. Для каждого ребенка и семьи будет составлены индивидуальная программа и график занятий. Занятия в РЦ проводятся в групповой и индивидуальной форме, в зависимости от степени овладения навыками. К уже существующим в проекте РЦ программам для детей и их родителей добавятся новые, запрос на которые появился/увеличился в процессе реализации предыдущего проекта. В РЦ-2 будут реализовываться такие программы, как:
“Ранняя помощь” - проведение регулярных занятий с детьми раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) по развитию коммуникации, игровых навыков, взаимодействию с окружающими;
“Я могу” - формирование и повышение уровня социальных, бытовых, коммуникативных и других основных групп навыков с применением методов и приёмов, имеющих научные доказательства эффективности;
“Здоровейка” - занятия адаптивной физической культурой для детей различных нозологических групп МН;
“Родительские компетенции” - цикл семинаров (вебинаров) и практических тренингов, по основам прикладного анализа поведения. ПАП;
“Ранняя пташка” - программа для родителей и близких семьи, недавно узнавших о диагнозе РАС;
“Важное время” - группа кратковременного пребывания и присмотра командой специалистов педагогического профиля (тьюторов) на время обучения родителей в программах;
“РАСширь мир” - проведение уроков доброты/встреч с ближним окружением, совместные досуговые мероприятия;
“Учимся учить” - проведение семинаров-тренингов для специалистов, работающих с детьми с РАС и ДМН, с целью обучить их методам и приемам, основанным на подходах с научно доказанной эффективностью.
В процессе реализации проекта 63 детей, 25 подростков и двое молодых людей будут получать комплексную помощь с помощью методов, имеющих научные доказательства эффективности. За время реализации проекта РЦ-2 посетят 90 семей, которым будет предложено включиться в обучение родных и близких человека с РАС методам поддержки в семье. Консультационно-методическую помощь в процессе реализации проекта на постоянной основе будет осуществлять супервизор уровня ВСВА в ПАП). В начале и по окончании проекта будет проведена диагностика участников с РАС по основным группам навыков.
Цель
Улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей, подростков и молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями.
Задачи
Сформировать и повысить уровень социальных, коммуникативных, бытовых и других основных групп навыков людей с РАС и другими ментальными нарушениями.
Обучить родителей (законных представителей), родственников и близкий круг общения семьи взаимодействовать с детьми, подростками, молодыми людьми с РАС и другими ментальными нарушениями.
Повысить профессиональные компетенции специалистов, работающих с детьми с РАС и ДМН, посредством передачи навыков работы с методами и приемами, имеющими научно доказанную эффективность - методы, основанные на поведенческих подходах, в том числе на основе прикладного анализа поведения (ПАП)
Обоснование социальной значимости
В процессе реализации проекта “Создание ИРРЦ “ПодРАСтайка” мы заметили постоянно растущий спрос на занятия, реализуемые в рамках программ нашего центра. За 2020 год за разной помощью к нам обратилось более 90 семей. География проекта вышла за пределы планируемой и расширилась на Разуменский, Грайвороновский городские округа, Белгородский район Белгородской области, Тамбовскую область. Опрос, проведённый среди родителей (законных представителей) людей с РАС и ДМН, проживающих в Белгородской области, свидетельствует о возрастающем запросе на получение комплексной помощи, основанной на методах и приемах, научно доказавших свою эффективность. 87,2% опрошенных хотели бы прослушать серию ознакомительных семинаров-тренингов по прикладному анализу поведения (ПАП); 61,7% опрошенных имеют запрос на разработку и сопровождение при реализации домашней поведенческой программы; 26% опрошенных хотели бы участвовать в программе для родителей “Ранняя пташка”; 93,6% имеют запрос на занятия адаптивной физической культурой с их ребёнком; 91,5% заинтересованы в возможности нахождения ребенка с РАС и ДМН в среде нейротипичных сверстников.
Нас, как родителей радует, что в регионе постепенно появляется необходимая помощь и поддержка семей людей с РАС и ДМН на всём жизненном маршруте: развивается ранняя диагностика рисков РАС, начато выстраивание ранней помощи для детей с МН, развивается инклюзивное образование, в отдельных школах есть занятия по формированию социально-бытовых навыков. Однако, реализующиеся проекты оторваны друг от друга, нет преемственности в оказании помощи семье специалистами государственных учреждений.
Уровень и распространенность существующей в регионе эффективной помощи, основанной на научно доказанных методах (в частности, прикладной анализ поведения), не удовлетворяет существующий запрос. Как правило, те семьи, которые обращаются в БРОО “Мир без границ”, ожидают от нас комплексной квалифицированной помощи не только непосредственно для ребенка и на территории центра, но и хотят обучиться и поддерживать навыки ребенка дома, ежедневно. Наряду с этим, родителям необходимо повышать свои компетенции для более эффективного взаимодействия с ребенком, обучения его жизненно важным навыкам под консультационным сопровождением квалифицированных специалистов. Очень важной отмечают родители возможность оставить ребенка с квалифицированными специалистами на время обучения по программам для родителей “Ранняя пташка” и “Родительские компетенции”.
Несмотря на то, что в общеобразовательных школах и садах региона с 2016 года создаются ресурсные классы и ресурсные группы, - на государственной основе не осуществляется консультационная и методическая поддержка специалистов, работающих в прикладном анализе поведения супервизорами. В государственных образовательных учреждениях высшего звена до сих пор не существует обучения ПАП, что затрудняет оказание квалифицированной абилитационной помощи под супервизией и вынуждает обращаться к специалистам в области ПАП негосударственных структур. В этих условиях именно НКО способны удовлетворить существующий запрос родителей (законных представителей) и оказать необходимую помощь детям с ОВЗ за счет грантовой поддержки.
Реализация проекта, по нашему мнению, приведет к улучшению качества жизни семей, участвующих в программах проекта и ещё большее количество людей приобретут возможность получить помощь, основанную на методах, научно доказавших свою эффективность.
География проекта
Губкинский, Старооскольский, Валуйский городские округа и Белгородская область
Целевые группы
Дети, подростки, молодые люди с РАС и другими ментальными нарушениями
Семьи, где воспитываются дети, подростки и молодые люди с РАС и другими ментальными нарушениями, и их близкие
Специалисты, работающие с людьми с РАС и другими ментальными нарушениями и их семьями
Материалы, подтверждающие наличие проблемы:
Проект "Родительский центр комплексной помощи людям с аутизмом и другими ментальными нарушениями и их семьям “ПодРАСтайка”. Второй этап” (РЦ-2) является продолжением проекта, начатого при поддержке Фонда президентских грантов в 2020 году, благодаря которой семьи и близкие детей и молодых взрослых людей с РАС и другими ментальными нарушениями (ДМН) получили необходимую помощь и поддержку , особенно ставшую актуальной в период напряжённой эпидемиологической обстановки. Проект РЦ-2 представляет собой расширение объёма и географии помощи людям с РАС и ДМН, в т.ч. имеющими тяжелые, множественные нарушения развития, и их семьям, основанной на методах и подходах с научно доказанной эффективностью. В проекте применяется системный и комплексный подход к работе с детьми и взрослыми целевых групп. Коррекционно-развивающая работа основывается на индивидуальных потребностях и возможностях ребёнка и семьи. Для каждого ребенка и семьи будет составлены индивидуальная программа и график занятий. Занятия в РЦ проводятся в групповой и индивидуальной форме, в зависимости от степени овладения навыками. К уже существующим в проекте РЦ программам для детей и их родителей добавятся новые, запрос на которые появился/увеличился в процессе реализации предыдущего проекта. В РЦ-2 будут реализовываться такие программы, как:
“Ранняя помощь” - проведение регулярных занятий с детьми раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) по развитию коммуникации, игровых навыков, взаимодействию с окружающими;
“Я могу” - формирование и повышение уровня социальных, бытовых, коммуникативных и других основных групп навыков с применением методов и приёмов, имеющих научные доказательства эффективности;
“Здоровейка” - занятия адаптивной физической культурой для детей различных нозологических групп МН;
“Родительские компетенции” - цикл семинаров (вебинаров) и практических тренингов, по основам прикладного анализа поведения. ПАП;
“Ранняя пташка” - программа для родителей и близких семьи, недавно узнавших о диагнозе РАС;
“Важное время” - группа кратковременного пребывания и присмотра командой специалистов педагогического профиля (тьюторов) на время обучения родителей в программах;
“РАСширь мир” - проведение уроков доброты/встреч с ближним окружением, совместные досуговые мероприятия;
“Учимся учить” - проведение семинаров-тренингов для специалистов, работающих с детьми с РАС и ДМН, с целью обучить их методам и приемам, основанным на подходах с научно доказанной эффективностью.
В процессе реализации проекта 63 детей, 25 подростков и двое молодых людей будут получать комплексную помощь с помощью методов, имеющих научные доказательства эффективности. За время реализации проекта РЦ-2 посетят 90 семей, которым будет предложено включиться в обучение родных и близких человека с РАС методам поддержки в семье. Консультационно-методическую помощь в процессе реализации проекта на постоянной основе будет осуществлять супервизор уровня ВСВА в ПАП). В начале и по окончании проекта будет проведена диагностика участников с РАС по основным группам навыков.
Цель
Улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей, подростков и молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями.
Задачи
Сформировать и повысить уровень социальных, коммуникативных, бытовых и других основных групп навыков людей с РАС и другими ментальными нарушениями.
Обучить родителей (законных представителей), родственников и близкий круг общения семьи взаимодействовать с детьми, подростками, молодыми людьми с РАС и другими ментальными нарушениями.
Повысить профессиональные компетенции специалистов, работающих с детьми с РАС и ДМН, посредством передачи навыков работы с методами и приемами, имеющими научно доказанную эффективность - методы, основанные на поведенческих подходах, в том числе на основе прикладного анализа поведения (ПАП)
Обоснование социальной значимости
В процессе реализации проекта “Создание ИРРЦ “ПодРАСтайка” мы заметили постоянно растущий спрос на занятия, реализуемые в рамках программ нашего центра. За 2020 год за разной помощью к нам обратилось более 90 семей. География проекта вышла за пределы планируемой и расширилась на Разуменский, Грайвороновский городские округа, Белгородский район Белгородской области, Тамбовскую область. Опрос, проведённый среди родителей (законных представителей) людей с РАС и ДМН, проживающих в Белгородской области, свидетельствует о возрастающем запросе на получение комплексной помощи, основанной на методах и приемах, научно доказавших свою эффективность. 87,2% опрошенных хотели бы прослушать серию ознакомительных семинаров-тренингов по прикладному анализу поведения (ПАП); 61,7% опрошенных имеют запрос на разработку и сопровождение при реализации домашней поведенческой программы; 26% опрошенных хотели бы участвовать в программе для родителей “Ранняя пташка”; 93,6% имеют запрос на занятия адаптивной физической культурой с их ребёнком; 91,5% заинтересованы в возможности нахождения ребенка с РАС и ДМН в среде нейротипичных сверстников.
Нас, как родителей радует, что в регионе постепенно появляется необходимая помощь и поддержка семей людей с РАС и ДМН на всём жизненном маршруте: развивается ранняя диагностика рисков РАС, начато выстраивание ранней помощи для детей с МН, развивается инклюзивное образование, в отдельных школах есть занятия по формированию социально-бытовых навыков. Однако, реализующиеся проекты оторваны друг от друга, нет преемственности в оказании помощи семье специалистами государственных учреждений.
Уровень и распространенность существующей в регионе эффективной помощи, основанной на научно доказанных методах (в частности, прикладной анализ поведения), не удовлетворяет существующий запрос. Как правило, те семьи, которые обращаются в БРОО “Мир без границ”, ожидают от нас комплексной квалифицированной помощи не только непосредственно для ребенка и на территории центра, но и хотят обучиться и поддерживать навыки ребенка дома, ежедневно. Наряду с этим, родителям необходимо повышать свои компетенции для более эффективного взаимодействия с ребенком, обучения его жизненно важным навыкам под консультационным сопровождением квалифицированных специалистов. Очень важной отмечают родители возможность оставить ребенка с квалифицированными специалистами на время обучения по программам для родителей “Ранняя пташка” и “Родительские компетенции”.
Несмотря на то, что в общеобразовательных школах и садах региона с 2016 года создаются ресурсные классы и ресурсные группы, - на государственной основе не осуществляется консультационная и методическая поддержка специалистов, работающих в прикладном анализе поведения супервизорами. В государственных образовательных учреждениях высшего звена до сих пор не существует обучения ПАП, что затрудняет оказание квалифицированной абилитационной помощи под супервизией и вынуждает обращаться к специалистам в области ПАП негосударственных структур. В этих условиях именно НКО способны удовлетворить существующий запрос родителей (законных представителей) и оказать необходимую помощь детям с ОВЗ за счет грантовой поддержки.
Реализация проекта, по нашему мнению, приведет к улучшению качества жизни семей, участвующих в программах проекта и ещё большее количество людей приобретут возможность получить помощь, основанную на методах, научно доказавших свою эффективность.
География проекта
Губкинский, Старооскольский, Валуйский городские округа и Белгородская область
Целевые группы
Дети, подростки, молодые люди с РАС и другими ментальными нарушениями
Семьи, где воспитываются дети, подростки и молодые люди с РАС и другими ментальными нарушениями, и их близкие
Специалисты, работающие с людьми с РАС и другими ментальными нарушениями и их семьями
Материалы, подтверждающие наличие проблемы: